В нашей стране существует целая сеть учебных заведений,
воспитывающих будущих режиссеров народных театров и руководителей драматических
коллективов: это и режиссерское заочное отделение театрального училища им.
Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова, это и
Московский и Ленинградский институты культуры, Восточно-Сибирский институт
культуры, ряд других учебных заведений.
Программа всех этих учебных заведений в своей основе опирается на
систему Станиславского. И это естественно, потому что, чем дальше развивается
не только советский, но и мировой театр, тем более убедительным становится
величайшее наследие, оставленное нам — система К. С. Станиславского.
Но система К. С. Станиславского состоит из двух основных частей:
1.Работа актера
над собой.
2.Работа актера и
режиссера над пьесой и ролью.
1-я часть системы изложена самим Константином Сергеевичем
Станиславским в отдельной книге, подзаголовок которой называется: «Работа
актера над собой в творческом процессе переживания».
Работу же режиссера и актера в процессе воплощения пьесы и роли
Константин Сергеевич не успел последовательно изложить в такой же единой целой
книге.
Тому, кто действительно хочет понять, чего же достиг Константин
Сергеевич в области конечной цели — работы актера и режиссера в процессе
воплощения пьесы и роли, — тому следует тщательно изучить все наследие К.С.
Станиславского.
Каков должен быть путь актера от себя к роли, а режиссера — к
пьесе?
Автор настоящей книги ставит перед собой очень трудную
задачу: выявить и сформулировать некоторые законы режиссерского письма,
определить и обозначить целый ряд секретов временно-пространственной
организации спектакля. Не все формулировки можно принять как бесспорные, но и в
этом есть своя ценность. Ведь большинство положений технологии нашего труда
балансирует на грани науки и искусства, не только имеет право на субъективный
момент, но непременно предполагает его. Этого не следует бояться. Наоборот,
куда менее выгодной оказалась бы попытка автора стать на позицию чистого
объективизма. Хорошая книга по режиссуре — это прежде всего постанализ
собственного режиссерского пути.
Основная цель первых глав — привлечь внимание читателя,
будь то режиссер или актер, к основным элементам режиссерского языка. Вряд ли
тот, кто не задумывался раньше над вопросами графических закономерностей
режиссерского рисунка, останется безразличен после прочтения книги ко всему
тому, чему не придавал раньше значения.
Вкниге впервые представлен опыт педагогической работы выдающегося мастера сцены, режиссера Г. А. Товстоногова. Более пятидесяти лет его жизни были отданы воспитанию актеров и режиссеров. За эти годы сформировалась целостная система обучения — режиссерская школа Товстоногова, — основанная на традициях русской сценической педагогики, отмеченная своеобразием индивидуальности ее создателя. Эта школа продолжает и развивает, по-новому осмысляет, дает новую трактовку основополагающим принципам учения К. С. Станиславского, в частности, его методу действенного анализа пьесы и роли и методу физических действий. Высшие нравственные цели театра и технология профессии неразрывны в педагогике Г. А. Товстоногова. В книге последовательно и поэтапно рассматривается учебный процесс в режиссерской школе, дается ее развернутая программа и темы лекционных занятий, осмысляется научно-обоснованный и проверенный многолетней практикой терминологический аппарат, разработанный Товстоноговым, описываются практические уроки Мастера.
Автор книги, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Государственной театральной школы Норвегии — многолетний свидетель и участник педагогического процесса в Мастерской Г. А. Товстоногова; ее практический совместный опыт работы с Мастером делает книгу особенно ценной.
Книга адресована студентам и преподавателям театральных вузов и может быть полезна всем, кто интересуется проблемами сценической педагогики, искусством театра.
Как не бывает двух совершенно одинаковых лиц, рук, ног, так
не бывает и совершенно схожих голосов. Всякий голос и манера речи отличаются
целым рядом признаков от другого. Эти различия в той или иной степени помогают
раскрыть и выразить характер поведения того или иного человека (образа).
В этом смысле К. С. Станиславский предлагает создать
особые условия для воспитания той основной «речевой манеры» которая при
сохранении природных, естественных качеств звучания -способствовала бы
выражению мыслей и чувств вусловиях сцены. Не вообще развивать
громкость и силу голоса, не вообще вырабатывать четкую дикцию при
соответствующей артикуляции, а воспитывать голос и произношение при помощи
целого ряда элементов, заимствованных у вокала, технические средства которого
намного тоньше и надежнее, чем «громкое чтение вслух по рычагам тона».
"Вокальный
букварь" предназначается людям, которые хотят научиться петь и тем, у кого
есть или могут быть голосовые проблемы в любой голосоречевой профессии (актеры,
педагоги, лекторы, юристы).
В этой работе
суммированы вокальные советы лучших педагогов и упражнения, используемые при
поиске необходимых ощущений, что делает ее практическим и медицинским
справочником в работе с голосом.
Терминология и текст
доступны для любого неподготовленного читателя.
1. Соответствующий импульс попадает в
двигательные части головного мозга.
2. Импульс побуждает тело совершить вдох и
выдох.
3. В процессе дыхания голосовые складки
соприкасаются, coздавая колебания.
4. Колебания вызывают вибрации в дыхательном
потоке.
5. Вибрации усиливаются резонаторами.
6.Звук
в результате артикуляции губ и языка формируется в слова.
Эта схема
воспринимается легко. К сожалению, она крайне упрощает бесконечные и сложные
процессы в человеческом организме.
Что происходит на самом деле ;) и как это использовать, Вы узнаете дальше . Полностью материал доступен только в приложенном файле. Скачать его можно здесь совершенно бесплатно, то есть даДом.
Его можно рассматривать как учебник, учебное пособие, программу.
Это попытка исследовать процесс воспитания режиссера от первого до пятого курса.
Попытка поистине уникальная, поскольку Россия — едва ли не единственная страна, где существует высшее режиссерское образование.
Мировая театральная школа воспитанием режиссеров практически не занимается, в то время как российская накопила огромный опыт в этой области.
Процесс обучения режиссуре чрезвычайно сложен, поскольку основан на индивидуальном подходе к студенту. Режиссеры — это профессионалы эксклюзивной подготовки.
В сборнике представлены этапы освоения опыта русской режиссуры многих десятилетий.
В составе его авторов — крупнейшие русские режиссеры от А. Д. Попова до наших современников — А. Л. Гончарова, М. А. Захарова, Л. Е. Хейфеца.
Сюда включены статьи Б. Г. Голубовского, Н. А. Зверевой, О. Л. Кудряшова; опыт работы на режиссерских курсах осмысливают педагоги, всю жизнь отдавшие высшей школе и продолжавшие оставаться практиками театра — М. О. Кнебель, И. С. Анисимова-Вульф, И. И. Судакова и др.
В сборнике затронуты проблемы освоения как первичных элементов режиссерского мастерства, так и воплощения замысла спектакля в целом.
На первом курсе рассматриваются вопросы взаимоотношения педагога и студента, импровизации как элемента актерского и режиссерского мастерства, значение и смысл этюдов.
Второй курс ознаменован встречей с литературой, автором и его постижением. Такие важные проблемы, как сценическая атмосфера, метод действенного анализа, жанровые особенности спектакля, приводят студентов на пятом курсе к пониманию сути режиссерского замысла и его воплощения.
Таким образом, из отдельных статей разных авторов складывается картина ежедневного профессионального воспитания молодого человека, стремящегося стать режиссером.
Сборник имеет значение не только и не столько для студентов, сколько для педагогов, берущих на себя тяжелый труд подготовки молодых режиссеров к практической деятельности.
Это и научный труд, поскольку в нем так или иначе заложены все те принципы, которые легли в основу российской режиссуры, начиная от ее возникновения — от времени Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Таирова, Вахтангова.
Сегодня, когда уровень мирового образования предполагает все чаще обращаться к попыткам воспитания профессионального режиссера, этот сборник может приобрести поистине неоценимое значение для российской и зарубежной высшей школы.
М. Хмельницкая,
ректор Российской академии театрального искусства,
профессор.
Учебное пособие обобщает опыт работы со студентами по актерскому и режиссерскому мастерству в Театральном училище им. Б. В. Щукина; дана система упражнений, помогающих начинающему актеру в создании сценического образа. Рассматриваются вопросы накопления материала для роли, прослеживаются основные этапы репетиционного процесса.
Полный текст доступен после скачивания (бесплатно). Пример текста далее...
Автор книги Ольга Егошина изучила и впервые представила театральному сообществу
актерские тетради Смоктуновского. Это не мемуары или письма, рассчитанные на восприятие современника или потомка.
Эти записи Иннокентий Михайлович делал
исключительно для самого себя, готовясь, репетируя или даже играя
некоторые свои крупнейшие роли. Он вел эти записи несколько десятилетий,
фиксируя, подобно тончайшей мембране, все колебания чувств и мыслей, связанных с чудом зарождения, закрепления и самостоятельного бытия
того или иного сценического характера.
Полный текст доступен только при скачивании. К сожалению сайт не переваривает так много букв сразу : 0 )