Введение
"Нет, искусство
не есть подражание природе, искусство лучше, оно — озаренная
природа".
кн. Волконский
"Выразительный человек"
После многолетней
работы на оперной и концертной сцене я решила попробовать себя в педагогической
деятельности и стала преподавать вокал дирижерам в музыкальном училище. Ко мне
пришли заниматься дети 14-16 лет. Многие осознанно выбрали профессию дирижера
хора, другие на это отделение попали случайно, но всех их объединяло стремление
стать профессиональными музыкантами. Конечно, многогранность задач и сложность
своей будущей учебы они не могли себе представить и в силу своего возраста, и,
может быть, из-за недостаточной информации. Для начинающих студентов
"постановка голоса", значение, серьезность и необходимость этого
предмета в их будущей профессии были совершенно не ясны. Почти никто не
задумывался над тем, что, помимо умения дирижировать, надо уметь голосом с
хорошей дикцией доносить свои мысли, идеи, чувства до коллектива, с которым
будешь работать. Чтобы работать над звучанием хора, надо хорошо
"вокально" слышать, понять трудности, правильно показать голосом
"вокальный прием" или упражнение, а для этого надо голосом владеть,
то есть быть полноценным профессионалом. Здесь-то и обнаружилось, что даже у
этих одаренных, целеустремленных, имеющих уже какую-то музыкальную подготовку
детей нет даже элементарных представлений об анатомии, о физиологическом
процессе, происходящем в организме человека вообще и, в частности, во время
дыхания, разговора, пения. Я столкнулась с полным отсутствием понимания, что
такое культура звука, гигиена голоса, даже самая простейшая. Очень грустно, но
с подобным положением дела мне уже приходилось сталкиваться при общении с
актерами драмы, балета, пантомимы, да и с педагогами… У людей этих профессий
возникали "голосовые" проблемы, которые ставили их в тупик —
обнаруживалась полная неграмотность, растерянность, просто психологическая
паника. Даже профессиональные драматические актеры, которые просили меня помочь
им справиться с вокальными номерами в спектаклях или фильмах, имели очень
смутные представления о голосовом аппарате и звукообразовании, а о своих
занятиях вокалом; которые были у них в пору студенчества, говорили с улыбкой и
махали рукой.
У моего знакомого,
очень образованного человека, имеющего тройное высшее образование, возникла
неожиданная лекторская работа. Почти сразу же начались неприятности с голосом.
Звук рвался, голос не слушался, горло болело. Лектор не мог донести до
слушателей свой материал, хотя ему было что сказать. Он искал помощи в нашей "специальной
литературе", но не нашел конкретных советов. Литература, которую можно
отыскать в библиотеках — это серьезные научные исследования голоса или
профессиональные учебные пособия, в которых, безусловно, профессионал найдет
для себя массу интересной информации. Зная эту литературу, можно, конечно,
отыскать ответы на все вопросы. Но это для профессионалов, а проблемы с голосом
возникают и у очень широкого круга людей. Для них как раз написано очень мало
пособий, где можно было бы найти практические советы, упражнения, рекомендации,
где этот огромный сложный материал был изложен в доступной форме и простой
терминологии.
Людям различных
профессий очень часто нужны азбучные истины и сведения об анатомии голосового
аппарата, голосообразовании, гигиене. Нужен своеобразный "букварь"
для работы с голосовым аппаратом.
Я решила написать
такой "букварь", куда можно собрать необходимые практические советы,
разбросанные по многочисленным трудам мастеров работы с голосом, больших
педагогов и музыкантов. Как же построить эту работу? .... Полный текст доступен при скачивании. Это бесплатно :)
|